Бывший нападающий сборной России Роман Павлюченко поделился воспоминаниями о том, как проходила его адаптация в Англии во время выступления за «Тоттенхэм». Он провёл в составе лондонского клуба четыре года — с 2008 по 2012 год. В подкасте Smol Talk Павлюченко откровенно признался, что первые сезоны в Англии были для него очень непростыми.
Главной причиной, по его словам, стал языковой барьер. Невозможность нормально общаться с партнёрами по команде и тренерским штабом сильно усложняла как футбольную, так и повседневную жизнь.
«Мне было тяжело, наверное, первые года два, потому что язык не знал, была большая проблема – это вот язык. А жене очень нравилось, ну она сразу пошла у меня учиться. Ребенок у меня вообще за полгода выучил. Ну она маленькая, сколько там, четыре годика было».
В первое время в клубе ему предоставили переводчика, но эта поддержка быстро прекратилась. Павлюченко вспоминает, как пришлось искать решение самостоятельно.
«Вот мне было чуть сложнее, я в команде года два не общался, не понимал. У меня был переводчик первые шесть месяцев, потом мне его запретили. Я думаю: как же я буду, блин, общаться? Начал брать учителя-англичанина, после тренировок приезжал ко мне домой, мы с ним и разговаривали, и читали, и писали, и общались. И вот где-то после двух лет я уже потихоньку начал общаться, понимать и установки понимать».
Несмотря на хорошие отношения с партнёрами по команде, ощущение комфорта пришло не сразу. Игрок признаётся: в тот период нередко хотелось вернуться домой.
«А вот первые два года – блин, ну они были настолько сложны... И все время хотелось домой. Некомфортно мне было, хотя команда, ребята были классные».
Сейчас, уже по прошествии лет, Павлюченко говорит, что, несмотря на все трудности, считает переезд за границу важным опытом. Именно его он советует молодым игрокам.
«Я сейчас молодым футболистам говорю: неважно, это Англия, Испания там, Греция, Турция, ну не знаю – надо ехать. Лучше попробовать».
Также он напомнил, что в своё время и Игорь Акинфеев мог уехать в Европу, но остался в ЦСКА, руководствуясь другими приоритетами.
«Я даже вспоминаю Акинфея, его звали вообще все топовые [клубы]. И у него тоже как-то интервью брали и спрашивали: «Почему ты не поехал?» Он так же, как и я, думал, он так и сказал: «Меня здесь все устраивает, меня болельщики любят, я капитан, все хорошо».